Особенности
- Самое глубокое в мире метро по средней глубине залегания: 60 из 67 станций — глубокого заложения (22—86 м). Станция «Адмиралтейская» — самая глубокая станция в России (приблизительно 86 м). Глубина перегонов «Невский проспект» — «Горьковская», «Чёрная речка» — «Пионерская» и «Комендантский проспект» — «Старая деревня» достигает 95—100 м.
- Метро проектировалось при Сталине, поэтому на всех станциях первой очереди были предусмотрены его изображения, однако открыто было в начале Оттепели, и все подобные элементы были ликвидированы. Единственное изображение Сталина осталось на станции «Площадь Восстания» в виде мелкой фигуры на барельефе.
- Ввиду неблагоприятных для строительства геологических особенностей подземного Петербурга прокладка метрополитена сопряжена с серьёзными трудностями; поэтому многие технологии были применены здесь впервые в мире, — например, в 1974 году произвели замораживание плывуна.
- Первое в России метро, находящееся в двух субъектах страны (станция «Девяткино» находится в Ленинградской области). До пуска станции «Мякинино» в Московской области было единственным таким метрополитеном в стране.
- Впервые в мире использованы станции закрытого типа («горизонтальный лифт»). В петербургском метро их 10, первая из них — «Парк Победы». В настоящее время подобные станции более не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» Петербургского метрополитена. Машинисты, работающие на линиях с такими станциями, получают прибавку к зарплате.
- Впервые в СССР в 1975 году построены односводчатые станции глубокого заложения: «Площадь Мужества» и «Политехническая». Их в Петербурге 15, а в Москве — одна.
- Впервые в СССР в 1961 году создан кроссплатформенный пересадочный узел («Технологический институт»).
- Впервые в мире в 1997 году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция («Спортивная»).
- Станция петербургского метрополитена «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России[15].
- Петербургский метрополитен является самым северным и самым западным в России; станция «Парнас» — самая северная станция метро России, «Приморская» — самая западная.
- Для строительства вестибюлей станций в советское время были снесены ряд церквей (Знаменская, Спас-на-Сенной, церковь Космы и Дамиана).
- В СССР в метрополитене были станции «Площадь Ленина» и «Ленинский проспект» Ленинградского ордена Ленина метрополитена им. В. И. Ленина.
- 24 из 67 станций расположены в центре города на островах дельты Невы.
- Определённая часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над окружающим ландшафтом.
При уровне 2,5 м выше ординара в зоне затопления окажутся
- «Приморская»;
- «Горьковская»;
- «Крестовский остров»;
- «Чкаловская»;
- «Спортивная»;
- «Невский проспект»;
- «Адмиралтейская».
При уровне 3 м выше ординара в зоне затопления окажутся
- «Чёрная речка»;
- «Садовая»;
- «Спасская»;
- «Василеостровская».
- Первоначально в поездах объявление станций было таким (примеры):
Перед открытием дверей — «Станция Фрунзенская», перед закрытием
дверей — «Двери закрываются. Следующая станция — Московские ворота».
Затем формат объявлений изменился: перед открытием дверей —
«Фрунзенская. Следующая станция — Московские ворота», перед закрытием
дверей — «Осторожно, двери закрываются».
После пуска Фрунзенско-Приморской линии
объявления стали такими: до открытия дверей — «Фрунзенская»; после
открытия дверей (паузы в ~5 секунд) «Следующая станция — „Московские
ворота"»; перед закрытием дверей — «Осторожно, двери закрываются».
С 2013 года стало таким: до открытия дверей: «Станция „Фрунзенская"».
После паузы в несколько секунд: «Следующая станция — „Московские
ворота"». Перед закрытием дверей: «Осторожно, двери закрываются!
Следующая станция „Московские ворота"».
Форма оповещения о переходе на другую линию, по крайней мере начиная с
середины 80-х годов, была такой: «переход на станцию „Гостиный двор" к
поездам Невско-Василеостровской линии».
Затем форма оповещения изменилась: «переход на линию три».
После пуска Фрунзенско-Приморской линии снова стала такой: «переход на
станцию „Гостиный двор" к поездам третьей линии», либо «переход к
поездам второй линии», если станции пересадочного узла имеют одинаковые
названия, как узел «Технологический институт-1,2» и узел «Площадь Александра Невского-1» — «Площадь Александра Невского-2».
- С 2010 года, вместе с объявлением «Осторожно, двери закрываются», на каждой третьей станции звучит объявление «Уважаемые пассажиры, уступайте места беременным женщинам, пожилым людям и пассажирам с детьми!». После введения повторного оповещения о следующих станциях такие объявления звучат во время стоянки поезда.
- С 2013 года на каждой третьей станции звучит объявление «Уважаемые пассажиры! Во избежание травм держитесь за поручни!».
- В течение нескольких месяцев в 2014 году на каждой третьей станции звучало объявление «Граждане (позже - Уважаемые) пассажиры! Сообщайте об оставленных вещах и предметах и подозрительном поведении пассажиров!»
- В 80-х годах при подъезде к станции «Пушкинская» звучало объявление: «„Пушкинская". Витебский вокзал и Театр юного зрителя». Затем упоминание про ТЮЗ убрали.
- Уже более тридцати лет названия станций в поездах Петербургского метрополитена объявляются голосом диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова.
Работа в ночное время
В 2013 году стартовал эксперимент по работе метрополитена в ночное время. Поезд-челнок связал обе стороны Невы, когда разведены мосты; он курсировал между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» по выходным дням с 1:00 до 3:00, по одному пути. За первомайские праздники было перевезено более 1000 пассажиров. Примерно столько же и на праздничные дни 9 мая. Предполагается дальнейшая работа ночью по выходным дням.
С 31 мая 2013 года заявлен переход на еженочный график работы. Интервал отправления поезда-челнока — 20 мин.
- С открытием второго выхода со «Спортивной», Петербург получит ночную связь Петроградской стороны с Васильевским островом.